МБДОУ Казачинский детский сад «Солнышко»

663100, Российская Федерация, Красноярский край, Казачинский район, с. Казачинское, ул. Ломоносова, 6
Поиск
Close this search box.

Боярова Светлана Александровна — учитель-логопед

Дыхание – это основа звучания нашей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной.

Что же такое правильное речевое дыхание и чем оно отличается от физиологического? Правильное речевое дыхание — это умение выполнять короткий глубокий вдох и плавный длительный выдох с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Физиологическое дыхание происходит непроизвольно, «автоматически», я речевое дыхание — произвольно, сознательно.

Часто для детей это представляет трудность. Бывает, что ребенок начинает говорить на вдохе, некоторые дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Это отрицательно сказывается на овладении правильным произношением и построения плавного, слитного высказывания.

Игровые упражнения, направленные на развитие физиологического и речевого дыхания, способствующие развитию силы и длительности выдоха.

  • Обязательно при проведении дыхательных упражнений нужно помнить, что:
  • нельзя переутомлять ребенка. Во избежание головокружения упражнения выполняются не более 2-5 минут,
  • дыхательные упражнения необходимо проводить до еды, в хорошо проветриваем помещении,
  • необходимо следить за тем, чтобы ребенок не напрягал шею, плечи, не надувал щеки.

1. Можно начать с общих дыхательных упражнений. Учим ребенка дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох: закрываем ротик на замок, можно представить, как собачка нюхает какой-нибудь предмет.

2. Затем тренируют выдох ртом – так же можно представить, что собачка бежала, очень устала, открыла широко рот – дышит, если выполнить это трудно, закрывая при этом ноздри ребёнка.

3. «Греем ручки». Представим, что ладошки замерзли и их нужно согреть или это упражнение можно выполнить после прогулки, когда на улице прохладно

Мы погреемся немножко
Согревай свои ладошки.

При этом теплый воздух согревает ладошки. Проверим – согрелись ли наши ладошки? Можно прижать ладошки к щечкам – они тоже становятся теплыми.

4. «Дует сильный ветерок». Чтобы ветерок получился сильным, вытянем губки вперед и подуем, при этом следим, чтобы не надувались щеки. Если это не получается, можно помочь и прижать щечки ребенка ладошками или попросить, чтобы ребенок сделал это сам. Если поднесем ладошки, то какой ветерок мы почувствуем: теплый или холодный? Именно при таком положении: губки вытянуты, щечки не надуваем выполняем все упражнения.

5. «Буря в стакане» Работая с соломинкой, ребенок учится вытягивать губки и удерживать их в таком положении. Можно посоревноваться – у кого получится сильная буря.

6. «Задуй свечку» Ребёнку предлагается задуть свечку или дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Нужно глубоко вздохнуть, чтобы свечку нам задуть. Такое упражнение тренирует силу выдоха.

7. Также для развития дыхания можно использовать «Мыльные пузыри» — это не только развлечение для ребенка, но и является дыхательным упражнением и очень простым в использовании.

Еще используем различные дудочки, гудки, губные гармошки, вертушки. Весной для тренировки дыхания можно использовать одуванчики: попросите ребенка подуть на одуванчик так, чтобы сдуть все зонтики.

Как видите это простые упражнения и никакого специального оборудования для этого не нужно. С помощью таких упражнений, играя можно улучшить четкость, выразительность речи. И таких игр можно придумать много.

Играйте и развивайте ребенка с удовольствием!


Дата обновления страницы: 11.06.2024

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122